Новое в документах
15 мая 2025
225.38 Кб
Проект закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2024 год"
15 мая 2025
27669 Кб
15 мая 2025
561.84 Кб
15 мая 2025
927.92 Кб
15 мая 2025
540.88 Кб
Государственная политика и местное самоуправление 07 августа
Почему портфель толстый?
По количеству рассмотренных законопроектов с комитетом по государственной политике и местному самоуправлению не может конкурировать ни один другой парламентский комитет. О причинах этого явления и некоторых законодательных новациях, которые пойдут в "зачет" депутатам первого созыва, мы беседуем с главой комитета СЕРГЕЕМ ТРОФИМОВЫМ.
- Сергей Борисович, сколько же законопроектов депутаты вашего комитета обсудили и рекомендовали к принятию за весь первый созыв?
- Законопроектов – 324, более 70 из них базовые, а всего через наш комитет прошло свыше семисот различных документов и вопросов. Это почти треть из числа всех документов, которые находились на площадке Законодательного Собрания.
- Чем можно объяснить ваше «чемпионство» и тот факт, что законодательный портфель вашего комитета - самый толстый?
- Причины здесь кроются, я считаю, прежде всего, в особенностях общественных преобразований и в том, что очень стремительно меняется федеральное законодательство. Идет политическая реформа в стране - значит, и на местах приходится менять правила игры: корректировать, а то и заново разрабатывать законы, которые регулируют избирательные процессы. Руководство страны принимает решение уйти от практики назначения губернаторов – регионы своими законами подтверждают: да, мы возвращаемся к прямым, всенародным выборам. Продолжается реконструкция в системе местного самоуправления – мы, вслед за федеральными инициативами, переписываем соответствующие краевые законы. Сколько за прошедшие 4 года мы приняли, например, законов о наделении органов местного самоуправления новыми полномочиями, сходу и не подсчитаешь.
Наше, как вы говорите, «чемпионство» объясняется еще и тем, что Законодательное Собрание Забайкальского края начало свою работу, образно говоря, с «чистого листа». Нашей задачей было органично объединить, синхронизировать правовую базу бывшей Читинской области и Агинского Бурятского округа. Важно было сохранить всё рациональное, ценное с законодательной точки зрения и без сожаления расстаться с тем, что уже не способствовало движению вперед.
- Что нового появилось в региональном законодательстве после объединения?
- Законодательных новаций достаточно много. Например, в наш основной закон - Устав Забайкальского края впервые были введены положения о ежегодном отчете губернатора края перед Законодательным Собранием. Также впервые была закреплена норма о ежегодном послании главы региона к Законодательному Собранию. Ни в области, ни в округе такой практики до объединения не было. В Уставе также появилась отдельная статья об особом статусе Агинского Бурятского округа. Одна из основных форм поддержки особого статуса бывшей автономии выразилась в создании Собрания представителей округа - консультативно-совещательного органа, который - нельзя это не отметить - за время своей работы показал свою эффективность и как инициатор многих интересных и нужных законодательных инициатив, и как чуткий барометр социально-экономической ситуации в округе.
Еще один барометр социального самочувствия – краевая Общественная палата. Закон об этом совещательном органе был принят Законодательным Собранием в конце 2009 года, а весной 2010-го палата начала работу. Одна из ее функций - экспертиза социально значимых законопроектов и общественный контроль за качеством решений, принимаемых как законодательной, так и исполнительной властью региона. Прежде представители общественности таких полномочий не имели, теперь же это – норма закона….
Вообще, 2009 год для нас, как законодателей, был очень продуктивным, а с точки зрения усиления позиций гражданского общества – даже историческим. Ведь мы приняли тогда еще и краевой закон «Об уполномоченном по правам человека», учредив тем самым новый для региона институт государственной правовой защиты. А через год с небольшим было принято еще одно не менее значимое законодательное решение - учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Также совершенно новой, но очень ответственной службы, которая призвана быть защитницей детей во всех юридических коллизиях. В июле 2013 года, на финальной сессии парламента, мы приняли отдельный закон о детском омбудсмене, и с января будущего года эта должность в крае станет независимой, а у Уполномоченного по правам ребенка будет свой штат и бюджет.
К новшествам могу отнести, например, и то, что в 2012 году политические партии, не представленные в нашем Законодательном Собрании, впервые приняли участие в пленарном заседании, получив тем самым трибуну для публичного выступления и озвучивания своих стратегий и предложений. Впредь такие встречи станут ежегодными, это полноценная законодательная норма, которая отражена в регламенте работы краевого парламента.
- Сергей Борисович, а как Вы оцениваете работу комитета в сфере вопросов, касающихся местного самоуправления?
- Это тоже очень объемный блок работы нашего комитета. В этой сфере были приняты законы, регулирующие, например, процессы прохождения муниципальной службы, вопросы, связанные с осуществлением полномочий депутатами и выборными должностными лицами. Целая серия законов касалась наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Проведена работа, связанная с формированием реестра должностей муниципальной службы, ведением на местах регистра правовых актов. Законодательно мы определили порядок взаимодействия органов госвласти края с Советом муниципальных образований и так далее. Конечно же, я не стану перечислять все правовые решения, связанные с местным самоуправлением.
Важнее, на мой взгляд, сказать о другом. Сегодняшняя модель местного самоуправления, как мне видится, построена на представлении о том, что разделение полномочий – это не динамический процесс, а определенный статический результат, которого можно достичь волевым усилием и оформить законодательно. Но если мы хотим видеть в местном самоуправлении все-таки самостоятельный институт, способный решать не только сиюминутные, но и перспективные вопросы жизнедеятельности населенных пунктов, то кроме многочисленных полномочий государство обязано передать местной власти и ресурсы для их исполнения. В конце марта по линии межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» я принял участие в работе Координационного совета по местному самоуправлению. Так вот, по оценкам экспертов, для того чтобы муниципалитеты страны качественно выполняли вопросы местного значения, в их бюджеты необходимо влить в общей сложности 2 триллиона рублей!
- Денег всегда бывает мало…
- Да, но местному самоуправлению сегодня, как выразилась однажды иркутский спикер Людмила Берлина, «и плакать не разрешают, и есть не дают». Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что его поручение, данное органам государственной власти изыскать 1 триллион рублей на поддержку местного самоуправления, к сожалению, не удалось исполнить. Мы реалисты и прекрасно понимаем, что такой суммы и в обозримом будущем мобилизовать не удастся. Между тем, решать поставленные задачи мы обязаны.
- Каким образом?
- Искать новые источники доходов в местные бюджеты. У нас, кстати, на этот счет есть положительный опыт. Во многом благодаря инициативе Законодательного Собрания края, подготовленной при участии городских депутатов, Госдума в конце 2012 года приняла закон, перераспределяющий доходы федерального бюджета в пользу регионов и муниципалитетов. Причем наш законопроект изначально предусматривал лишь зачисление в местные бюджеты штрафов за несоблюдение правил благоустройства на территории поселения или городского округа. Ко второму чтению в документ был дополнительно внесён блок правительственных поправок, которые в целом по стране гарантируют местным бюджетам в 2013 году более 50 миллиардов рублей. Это, конечно, не обещанный триллион, однако даже в этом случае при стопроцентной собираемости штрафов только по двум статьям (нарушение правил благоустройства и невыполнение в срок предписаний контролирующего органа) закона края «Об административных правонарушениях» город Чита может ежегодно рассчитывать на сумму примерно в 2 миллиона рублей. Есть стимул у муниципалитета активнее работать с нарушителями правил благоустройства и добиваться максимального взыскания штрафов? Конечно. И это правило должно действовать всегда и везде. Сегодняшний механизм распределения доходов очень далек от идеала. Поэтому именно этот путь мне представляется наиболее перспективным. Пока муниципалитеты живут с вечно протянутой рукой, о реальном и дееспособном самоуправлении на местах можно только мечтать.
Справка. В действующем составе комитета работает десять депутатов. Председатель (на профессиональной основе) – Трофимов С.Б., заместитель председателя – Канунникова К.В., члены комитета – Долгов Г.М., Кон Ю.М., Ляхов Ю.И., Никонов Ю.Н., Сутурин С.В., Тюрюханов Д.Н., Циношкин Г.М., Цыренов Ц.Б.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `10
- `11
- `12
- `25
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"