Новое в документах
15 мая 2025
225.38 Кб
Проект закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2024 год"
15 мая 2025
27669 Кб
15 мая 2025
561.84 Кб
15 мая 2025
927.92 Кб
15 мая 2025
540.88 Кб
Бюджет и налоги 27 октября
Алексей Бутыльский: Медицина не должна существовать в мучительных поисках внутренних резервов
В преддверии рассмотрения проекта бюджета Забайкалья на 2021 год заместитель председателя Законодательного Собрания края, глава комитета по бюджетной и налоговой политике Алексей Бутыльский поделился своим мнением о том, какими способами регион может справиться с непростой финансовой ситуацией, связанной с многомиллионными долгами медучреждений края. Интервью опубликовано на сайте Заб.ру.
Алексей Николаевич, до внесения в краевой парламент проекта главного финансового закона края остается меньше недели. Все идет по плану?
- И да, и нет. С одной стороны, депутаты настояли на том, чтобы проект бюджета был внесен в Законодательное Собрание вовремя, не позднее 1 ноября, и краевой Минфин прилагает все усилия, чтобы не опоздать с этим важным и очень трудоемким документом. А с другой, Министерство финансов России своим положением указало, что Забайкальский край будет защищать свой бюджет на территории ведомства только 30 ноября. К этому времени проект, как минимум, уже должен пройти все стадии обсуждения, а депутаты, получив ответы на все вопросы, должны определить свою позицию в отношении документа. Однако, без понимания конкретных цифр, которые нам будут доведены по бюджету 2021 года, обсуждать бюджет региона, мягко скажем, проблематично.
- Как быть в такой ситуации?
- На данный момент рассматриваем цифры 2021 года, ориентируясь на 2020 год. В текущем году мы имеем доход в 78 млрд рублей и примерно такие же расходы. При этом бюджет края по сравнению с 2019 годом увеличился практически на 20 миллиардов. Было бы хорошо сохранить такую тенденцию, но в условиях сегодняшней ситуации с коронавирусом сделать это нереально. Но тем не менее, речь идет прежде всего о социальной ориентированности нашего бюджета. То есть, достаточно большая сумма – по практике прошлых лет более 60 процентов из всех денег, что есть в казне, - будет расходоваться на социальные нужды, на то, чтобы сделать жизнь забайкальцев комфортнее, помочь семьям с детьми. Второе, мы говорим о том, что нам нужно добавить денег в здравоохранение в части региональных средств.
- Вы были одним из инициаторов рассмотрения на Совете Законодательного Собрания проблем, связанных с кредиторской задолженностью государственных лечебных учреждений края – а это, если округлить, 1,2 млрд рублей. Откуда возникают такие огромные долги и из чего они складываются?
- Нужно понять, что правила игры немного изменились, а корректировка не наступила. Да, определенные суммы на погашение долгов мы получили дополнительно из федерального бюджета, но они не спасли положение. Такая большая кредиторка в медучреждениях сложилась не только у нас. По оценке комитета Государственной Думы по охране здоровья, на первые три места вышли регионы не самые бедные: это Ульяновская область, Кемеровская область и Красноярский край. Общая сумма задолженности была в 3 миллиарда. Поэтому возникает вопрос: а в чем же проблема? Я считаю, что проблема в недофинансировании. Если развитые страны ЕС, к примеру, тратят на здравоохранение от 5 до 6%, то у нас в 2019 году, по разным оценкам, было от 3,2 до 3,6% от ВВП, в 2020 году – 4,1%. Недофинансирование отрасли ведет к тому, что мы не оказываем должную помощь, прежде всего первичное звено страдает – поликлиники. Здесь у нас нет кадров, длинные очереди, страдает терапевтическая и педиатрическая службы, старое оборудование; это невозможность вовремя прийти к нужному врачу, своевременно обследоваться и так далее.
- На встрече с депутатским корпусом министр здравоохранения края Анна Шангина подробно рассказала, какие меры уже принимаются и будут приняты в дальнейшем, чтобы снизить образовавшиеся долги. Что это за меры и насколько, на ваш взгляд, они могут быть эффективны?
- Один из подходов, которым руководствуется Минздрав края - искать внутри отрасли дополнительные возможности по сокращению расходов. Но эта мера, на мой взгляд, обречена на провал, поскольку сокращать уже нечего. Мы с 2014 года сокращали количество коек, соответственно, количество штатов, перевели санитарок в уборщицы, при этом они выполняют ту же работу, что и раньше. Это странная, нерациональная оптимизация, она противоречит логике – вместо того, чтобы улучшать жизнь медиков, в том числе и в плане профессиональной деятельности, их нагружают ненужной, совершенно несвойственной им функцией, а потом требуют, чтобы они помощь людям оказывали и квалифицированно, и вовремя, в полном объеме, да еще и с улыбкой на лице...
- Депутаты с такими мерами не согласны?
- Я думаю, что меры должны быть на федеральном уровне. В отрасли надо вносить изменения в части финансирования – об этом уже говорил глава Минздрава РФ Михаил Мурашко, об этом говорили на комитете по охране здоровья в Госдуме. Также мы должны уйти от импортозамещения. Сейчас 80% лекарственных средств импортируется, хотя мы с 2014 года планомерно должны были снижать эту зависимость и выйти примерно 50 на 50, но такого не состоялось. Немало слабых сторон здравоохранения выявила и пандемия коронавируса. Стало еще более очевидно, что отрасль остро нуждается в реформировании.
- Получается, что все пути решения проблем завязаны на федеральный центр. Каким образом отсюда, из региона, мы можем влиять на принятие решений на федеральном уровне?
- Я считаю, что при рассмотрении краевого бюджета 2021 года, которое состоится в ближайшее время, мы должны предусмотреть определенное повышение бюджетных средств для восполнения финансовой обеспеченности системы здравоохранения, в том числе для погашения кредиторской задолженности. Сами больницы, за исключением буквально единиц, не справятся с этой задачей. Я думаю, в этом вопросе нас поддержат все парламентские фракции. Мы понимаем, что медицина всегда должна быть на плаву, она не должна существовать в мучительных поисках каких-то внутренних резервов для того, чтобы восполнить текущую или просроченную кредиторскую задолженность. Мое мнение: все резервы внутри системы здравоохранения уже исчерпаны. Необходимо работать с федеральным центром, поскольку проблема кредиторской задолженности очень актуальна для всей России. При первом же обсуждении бюджета 2021 года мы будем ставить эти задачи.
- На том же Совете Законодательного Собрания с министром здравоохранения также обсуждалась кадровая проблема. Понятно, что медиков не устраивает зарплата в бюджетных организациях, кто-то уходит в частную медицину, кто-то уезжает в другие регионы, где более комфортные условия предлагают. Какой выход из ситуации вы видите?
- Есть несколько вариантов решений, связаны они не только с зарплатой. Если мы заинтересованы в специалистах, особенно в районном звене, где у нас действительно очень большая проблема, то это прежде всего обеспечение жильём. Подвижки в этом направлении идут, выделяются средства для приобретения жилья для медиков. Далее – это возможность контрактной системы для тех людей, в которых мы заинтересованы. Это поддержка молодых специалистов, которые пришли после студенческой скамьи, в части какого-то подъемного капитала. Депутаты поднимали и вопрос о том, чтобы медицинские работники имели возможность повышать свою квалификацию - раз в три года, к примеру. Помимо этого, я убежден, обязательно надо вернуться к государственному распределению выпускников, которые обучались на бюджетной основе. Иначе мы не решим проблему дефицита кадров, не завлечем наших студентов в отдаленные районы. Безусловно, немаловажен и такой фактор, как развитие инфраструктуры населенных пунктов. В этом направлении положительные изменения начались, но об ощутимом эффекте от них говорить пока рано.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `17
- `18
- `19
- `25
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"