Новое в документах
15 мая 2025
225.38 Кб
Проект закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2024 год"
15 мая 2025
27669 Кб
15 мая 2025
561.84 Кб
15 мая 2025
927.92 Кб
15 мая 2025
540.88 Кб
ЖКХ и тарифы 18 июля
Единственно верный, но нереализуемый?
Минэкономики РФ разработало радикальный сценарий ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике — механизма, при котором одни потребители энергорынка платят за других.
Минэкономики предложило переложить основную часть перекрестного субсидирования в электроэнергетике с оптового энергорынка на бюджет уже с 2020 года. Это следует из проекта указа президента, размещенного 17 июля на портале regulation.gov.ru.
Проблема "перекрестки" в электроэнергетике — когда одни потребители платят больше, чтобы компенсировать более низкие тарифы других,— относится к разряду вечных. Реформа отрасли предполагала ликвидацию "перекрестки", но сделать это не удалось. Так, тарифы населения до сих пор гораздо ниже реальных трат энергетиков, за граждан платят мелкие и средние (прочие) и крупные потребители. Объем "перекрестки" также остается предметом споров. По оценкам Минэнерго, в 2012 году речь шла о 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., прогноз на 2022 год — 417 млрд руб. В ФАС перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе оценивают в 220 млрд руб. Кстати, недавно ведомство опубликовало доклад, в котором прослеживается динамика изменения объемов перекрестного субсидирования и фактические объемы "перекрестки" по регионам. Новую инициативу представители ведомства пока не прокомментировали.
Напомним, Правительство РФ в очередной раз вернулось к проблеме ликвидации "перекрестки" год назад. Минэкономики предлагало ввести соцнорму потребления, но вице-премьер Дмитрий Козак в феврале отказался от этого механизма. Правительство остановилось на отказе от льготного техприсоединения, введении дифференциации тарифов ФСК и оплате неиспользуемой сетевой мощности. По данным газеты "Коммерсант", в марте этого года вице-премьер оценивал вклад этих мер в снижение "перекрестки" в 100 млрд руб.
Но в Минэкономики считают, что проблема перекрестного субсидирования в целом не может быть решена без вмешательства государства.
Общий объем субсидирования в ведомстве оценивают в 402 млрд руб. в год — это 2,2% от расходов бюджета в 2019 году или, например, половина расходов на образование. В реальности, считают эксперты, цифра может вырасти до 450–500 млрд руб. По их оценке, этот подход "подразумевает колоссальные региональные бюджетные риски",— существенная часть "перекрестки" распределяется через региональные тарифы, и потребуются постоянные трансферты из бюджета в регионы.
Минэкономики как минимум предлагает переложить на бюджет поддержку конкретных энергопроектов, за которые сейчас платит оптовый рынок. Таких, как снижение энерготарифов на Дальнем Востоке (около 32 млрд руб. в год), платежи за регионы, перешедшие со свободного энергорынка на тариф (до 20 млрд руб.), строительство мусоросжигающих ТЭС и др.
В профильных министерствах и на энергорынке инициативу называют "единственно верной", поскольку она не приведет к росту нагрузки потребителей, но при этом "заведомо нереализуемой" — ее дальнейшее продвижение будет политически сложным.
Эксперты же расходятся во мнениях. Одни говорят, что предложение Минэкономики реалистично и эффективно, "поскольку без твердого указания от первого лица проблему только забалтывают", а перекрестка продолжает расти, сковывая ресурсы промышленности. Другие оценивают подход ведомства как "слишком радикальный" и предлагают подумать о других мерах: от адресной поддержки населения до перераспределения «перекрестки» между магистральными и распредсетями.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7
Третьи отмечают, что перекрестное субсидирование – это социальная проблема, которая должна решаться за пределами рынка, инициатива же Минэкономики снимает один из главных ограничителей рыночного развития отрасли. Четвертые считают перекладывание нагрузки полностью на бюджет рискованным — неясно, удастся ли из года в год поддерживать эту субсидию.
Высшим должностным лицам регионов с 1 января 2020 г. документ предписывает "обеспечить снижение тарифов на электрическую энергию потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на величину перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе".
Тема влияния перекрестного субсидирования на тарифы в Забайкалье неоднократно поднималась региональными СМИ и краевым парламентом, однако во всех случаях депутаты приходили к выводу, что проблемы в электроэнергетике невозможно решить без участия государства.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/17/07/2019/5d2f43589a7947130181ebd7м
До 13 августа предусмотрено публичное обсуждение инициативы Минэкономики РФ.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `16
- `17
- `18
- `25
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"